Председатель Комиссии по общественной безопасности ОП РФ, председатель ОНК г. Москвы Антон Цветков обратился к начальнику УФСИН России по г. Москве Анатолию Тихомирову с просьбой провести служебную проверку действий сотрудников СИЗО-1 «Матросская тишина».
Поводом для этого послужило обращение в общественную наблюдательную комиссию Москвы родственников предпринимателя Романа Пешкова , который, не являясь социально опасным гражданином, вот уже 16 месяцев содержится в СИЗО-1 «Матросская тишина» .
Родственники сообщили, что 20 августа следователь Московского межрегионального следственного управления на транспорте И.В. Рудаков, в производстве которого находится уголовное дело по обвинению Пешкова , после заявления ему отвода , в присутствие защитников угрожал арестованному переводом в некую, по его словам, «веселую» камеру . Данную информацию, помимо родственников , подтвердил адвокат обвиняемого А.Н. Седельников. Вечером того же дня , примерно в 22 часа, поступила информация, что Пешкова действительно переводят из одной камеры, в которой он уже находился около года, в другую камеру.
В связи с полученной информацией и опасением за жизнь и здоровье Пешкова заместителю председателя ОНК Москвы Павлу Пятницкому было поручено оперативно связаться с начальником СИЗО-1 В.Л. Клочек и довести до него информацию о возможном нарушении прав арестованного, а также о возможной попытке оказания на него давления со стороны следствия. Однако Клочек заверил, что информация не соответствует действительности, Пешков находится в своей камере, вопрос взят на контроль и никуда его переводить не будут. Несмотря на данные заверения руководства изолятора , ОНК получила информацию, что перевод обвиняемого состоялся.
После повторного звонка начальнику изолятора и сообщения ему номера новой камеры, тот признал, что Пешков действительно переведен. Комиссии также стало известно о неком письменном обращении следователя Рудакова к руководству СИЗО с требованием перевести Пешкова в другую камеру поскольку на него якобы «плохо влияет сокамерник».
Цветков считает, что УФСИН Москвы — одно из лучших подразделений ФСИН России, с серьезным контролем со стороны руководства за соблюдением прав содержащихся под стражей. Поэтому предоставление руководством следственного изолятора ложной информации ОНК недопустимо, это подрывает доверие к управлению со стороны комиссии. Цветков выразил свое решительное несогласие с подобными грубейшими нарушениями прав обвиняемых по странным и необоснованным обращениям следователей.
— К сожалению, уже стало обыденностью, когда следствие ходатайствует об аресте граждан по формальным основаниям, без изучения личностных характеристик обвиняемых. А подобное незаконное, околоправовое давление на обвиняемых в связи с осуществлением ими своих процессуальных прав – тем более недопустимо, — заявил председатель ОНК Москвы.
К сожалению, СИЗО-1 не в первый раз вызывает критику со стороны ОНК Москвы. Это, например, фактически единственный изолятор в Москве, где у комиссии есть проблемы с передачей гуманитарной помощи в виде телевизоров для заключенных: два телевизора, переданные еще в июне, так и не установлены в камерах. Есть много вопросов к данному СИЗО и по качеству организации питания граждан.
В связи с изложенным, Антон Цветков обратился к начальнику УФСИН России по г. Москве Анатолию Тихомирову с просьбой провести тщательную служебную проверку по факту предоставления недостоверной информации комиссии и обоснованности «ночных» переводов обвиняемых из камеры в камеру в связи с «плохим», по мнению следователя, влиянием друг на друга.
У Московского межрегионального транспортного прокурора ОНК будет добиваться адекватной юридической оценки действий следователя Рудакова касательно попытки оказать давление на обвиняемого в связи с его процессуальной позицией , а также законности и обоснованности подобных обращений в СИЗО.
Прокурора г. Москвы Цветков попросил провести прокурорскую проверку с целью выявления всех подобных случаев в следственных изоляторах столицы и проверить законность подобных обращений следователей.
Кроме того, от члена Общественной палаты Ольги Костиной, ОНК стало известно, что предельный срок содержания последнего под стражей истек еще 9 апреля текущего года, а следователь Рудаков в настоящее время проводит фактически дополнительное расследование свыше предельных сроков содержания под стражей, что категорически запрещено УПК РФ. И хотя формально, срок содержания Пешкова под стражей продлен Московским городским судом до 9 октября 2014 года, но сделано это лишь для ознакомления обвиняемого с материалами уголовного дела и составления обвинительного заключения. А по факту следователь Рудаков якобы исправляет свои ранее допущенные процессуальные ошибки.
В связи с этим А. Цветков отдельно обратился к Московскому межрегиональному транспортному прокурору, Прокурору г. Москвы и Председателю Московского городского суда с просьбой изучить данную ситуацию на предмет содержания Пешкова под стражей свыше предельных сроков на досудебной стадии производства по уголовному делу,
Также председатель ОНК Москвы обратился к руководителю Московского межрегионального следственного управления на транспорте СК России А.В. Устинову с просьбой об организации личного приема родственников Пешкова, которые считают необходимым довести информацию о всех процессуальных нарушениях по данному делу.