Всего за две мартовские недели в столичных следственных изоляторах произошло два трагических инцидента с летальных исходом. В СИЗО-2 («Бутырка») третьего марта был обнаружен повешенным тридцатилетний мужчина. 18 марта в СИЗО-5 («Водник») в туалете камеры был найден погибший от колотых ран в грудь и шею Владимир Евдокимов, один из топ-менеджеров госкорпорации «Роскосмос».
Оба эти случая объединяет одно и то же обстоятельство: смерти обоих подследственных не были зафиксированы камерами видеонаблюдения. Акт суицида в «Бутырке» произошел в «серой зоне», недоступной камере видеонаблюдения. Убийство (а по убеждению нескольких членов нашей комиссии, это было именно оно) Владимира Евдокимова произошло в камере, не оборудованной системами видеонаблюдения.
Уверены: если бы видеонаблюдение осуществлялось, этих смертей можно было бы избежать. И в случае с Владимиром Евдокимовым пятеро детей не осталось бы сиротами.
Известно, что система исполнения наказаний финансируется бюджетом государства намного лучше других ведомств. И законодатели, утверждая такое финансирование, уверены, что в него включаются и такие строки, как обеспечение права заключенных на жизнь.
В связи с этим мы требуем от руководства Федеральной службы исполнения наказаний России обеспечить ее московское управление материальными средствами для установки систем видеонаблюдения во всех камерах столичных следственных изоляторов. Считаем, что смерти двоих человек за две недели марта достаточным основанием для такого требования.
Обращаем особое внимание руководства УФСИН г. Москвы на практику переводов заключенных из одной камеры в другую. Приказ Минюста России от 27.12.2010 N 410 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» содержит исчерпывающий перечень оснований для таких переводов. Перевод Владимира Евдокимова из шестиместной камеры, оборудованной системой видеонаблюдения, в двенадцатиместную без него, не был, на наш взгляд, мотивирован каким-либо основанием из этого перечня. С этой точки зрения он был незаконным, и мы просим следственные органы обратить особое внимание на инициатора такого перевода.
Члены Общественной наблюдательной комиссии столицы намерены взять под особый контроль практику перевода заключенных из одной камеры в другую, в связи с чем просим руководство столичного УФСИН обязать руководителей учреждений докладывать о них при проверках ОНК в первоочередном порядке.
Владимир Евдокимов не дожил всего трех недель до всероссийской акции, которую организовывают совместно уполномоченный по правам предпринимателей при Президенте России и столичное ОНК, в ходе которой предлагаем всем заключенным, обвиняемым по экономическим статьям, подавать заявления об изменении меры пресечения. Акция проводится в соответствии с тезисами послания Президента РФ Федеральному собранию, а также недавним разъяснениям Верховного суда России о мерах пресечения по этим видам преступлений. Надеемся, проведение такой акции поможет разгрузить столичные СИЗО, перелимит (перенаселенность) в некоторых из которых достигает 100 процентов. Акция намечена на 11 апреля 2017 года, на что обращаем внимание представителей средств массовой информации.
Искренне соболезнуем многодетной семье Владимира Евдокимова в связи с постигшим ее горем.
Если бы суды не отправляли в СИЗО тех, кто не подозревается в насильственных преступлениях, не представляет угрозы обществу, пятеро детей Владимира Евдокимова не остались бы сиротами. ОНК Москвы считает, что решение о водворении Евдокимова в СИЗО противоречит тезисам послания президента РФ и разъяснениям Верховного суда России о мерах пресечения по этим видам преступлений. ОНК Москвы требует полноценного расследования действий должностных лиц — следователей, прокуроров и судей, принимавших решение об избрании меры пресечения в отношении Евдокимова в виде содержания под стражей.
Полагаем, те меры, о которых заявили выше, позволят нашему обществу избежать очередных подобных смертей.